В этой статье мы рассмотрим, что такое scorecard (карта результатов), и что она предлагает для вас.
Как вы можете оценить предоставление служб (service delivery) для вашего Exchange? Один возможный метод заключается в использовании IT scorecard, а если ваша организация использует MOM 2005, то вы можете воспользоваться MOM 2005 SLA Scorecard для Exchange.
Введение
В ноябре 2005 Microsoft выпустил свой ответ на требование для измерения предоставления служб (service delivery) для Exchange под названием MOM 2005 SLA Scorecard for Exchange. По существу эта scorecard (карта результатов) предоставляет вам панель инструментов, с помощью которой вы сможете наблюдать статистику по доступности и базовой производительности вашей структуры Exchange. Очевидно, что вы должны запустить MOM 2005 для того, чтобы использовать эту карту результатов (scorecard), и если вы еще не оценили MOM 2005, то, может быть, эта статья поможет вам понять, что он предлагает вам большую помощью в оценке работы служб Exchange. Я не хочу слишком сильно фокусироваться на конфигурации MOM 2005 в этой статье, поэтому просто упомяну, что для работы с картой результатов (scorecard) вы должны установить пакет Exchange MOM management pack, службы SQL Reporting Services и склад данных MOM 2005 data warehouse. Вы можете найти MOM 2005 SLA Scorecard для Exchange в центре Microsoft download center.
Установка
Сперва я хочу рассказать об установке scorecard, но если вы хотите лишь узнать, как выглядит scorecard, то ниже приведено несколько изображений интерфейса, поэтому расслабьтесь и читайте дальше.
Первое, что вам необходимо сделать, это импортировать все требуемые и необязательные пакеты (management packs) из списка, представленного ниже, с помощью консоли администратора (Administrator Console), и т.к. эта статья посвящена Exchange, а не MOM, то я не буду вдаваться в детали, как это сделать – вы можете обратиться к документации по MOM, если вы в чем-то не уверены:
- Exchange management pack. Обычно, это необходимый пакет для версии Exchange 2000 или Exchange 2003, в зависимости от версии Exchange, которую вы используете.
- SLA Scorecard for Exchange management pack. Другой необходимый пакет, который в действительности собирает правильные данные для гарантии того, что параметры вашей системы могут быть определены. • Antigen management pack. Если вы хотите создать отчет о вашей антивирусной статистике Antigen, то вам нужен этот пакет, хотя он и необязателен, и не строго необходим для правильной операции.
- Exchange Intelligent Message Filter (IMF) management pack. Если вы используете IMF и хотите создавать отчет по производительности специальных параметров, то вы должны установить этот пакет, хотя, как и пакет Sybari management pack, он не строго необходим для правильной операции.
Также, если вы работаете с версией Exchange 2003 SP1 или выше, то вы можете получить величины по блокированным отправителям, блокированным соединениям и блокированным получателям. Наконец, если вы используете Outlook 2003, то вы сможете получить клиентскую статистику по мониторингу, которая обычно отображает процент успешных операций RPC между Outlook 2003 и Exchange 2003 Information Store.
После того, как вы импортировали необходимые пакеты (management packs), можно установить само приложение SLA Scorecard for Exchange. Оно может быть установлено либо на SQL Server, работающий в качестве сервера отчетов MOM Reporting Server, либо в случае необходимости можно установить его на отдельный SQL Server. Установочный пакет приходит в виде файла SLAScorecard.msi и для установки необходимо выполнить 6 шагов. Эти шаги и требования к ним подробно описаны в таблице 1.
Шаги установки | Требования |
---|---|
Информация о лицензии и поддержке (License and Support Information) | Просмотрите и примите лицензионного соглашения End User License Agreement |
Проверка необходимых условий (Prerequisite checks) | Убедитесь, что вы установили Exchange 2000/2003 и пакеты SLA Scorecard management packs Укажите сервер отчетов MOM reporting server Проверьте необходимые условия для системы |
Дисковое пространство (Disk Space) и место установки (Installation Location) | Укажите папку для установки. По умолчанию это - C:\Program Files\Microsoft\Solutions\SLA |
Конфигурация базы данных (Database Configuration) | Укажите ссылку SQL instance для создания баз данных Укажите название представительской базы данных. Оно жестко определено и должно быть SLAReporting Укажите название периодической базы данных (Staging database). По умолчанию это - SLAStaging Укажете место на SQL server, где будут хранится файлы базы данных и журнала транзакций |
Установка базы данных и отчетов (Database Installation, Reports, and Web Deployment) | Установите файлы приложения |
Конфигурация Exchange | Настройте сервера Exchange в базе данных |
Таблица 1: Обзор процедуры установки SLA Scorecard for Exchange
Последнее окно помощника по установке – окно Exchange Configuration – в действительности начинает конфигурацию scorecard (карты результатов). Окно Exchange Configuration в процессе установке показано ниже на рисунке 1.
Нажав на кнопку Config Exchange, мы получим панель инструментов SLA Scorecard for Exchange, хотя в настоящее время она может быть пустым. Следующим шагом необходимо нажать на ссылку Server Maintenance в разделе Администрирование (Administration); в результате этого появится страница Server Maintenance, на которой вы можете увидеть сервера Exchange, которые присутствуют в вашей структуре. Пример того, как это может выглядеть показан ниже на рисунке 2, хотя вы можете заметить, что этот рисунок получен с существующей системы, и поэтому уже отображает настроенные сервера.
Все, что теперь требуется, это отредактировать поля Server Type и # of Exchange Databases для каждого сервера. Обратите внимание, на рисунке 2, поле In Service Date используется для отображения момента, когда соответствующий сервер Exchange предоставил службу для вашей организации. По умолчанию эта дата установлена на 1-ое сентября 2004, и поэтому ее необходимо отредактировать. Для каждого сервера вы должны нажать на кнопку Edit, чтобы исправить значения полей In Service Date, Server Type и # of Exchange Databases. Для величины server type (тип сервера) доступны следующие параметры:
- Mailbox (почтовый ящик)
- Public Folder (общая папка)
- OWA
- Internet Gateway (интернет шлюз)
- Bridgehead (плацдарм)
Из выпадающего списка вы должны выбрать роль для этого сервера. А как быть, если этот сервер выполняет одновременно роль почтового сервера и сервера с общими папками? Или, может быть, роль Mailbox, Public Folder и сервера Internet Gateway? Т.к. вы можете выбрать только одну роль из выпадающего списка, то вы должны заново выбрать сервер, но только с другой выполняемой им ролью. Я расскажу о добавлении нового сервера позднее, а пока выберите основную роль для сервера. После того, как вы сделали это, перейдите к полю # of Exchange Databases и введите число от 1 до 20, которое соответствует количеству баз данных на этом сервере. После того, как вы завершили это начальную конфигурацию, закройте окно карты результатов (scorecard window) и вы вернетесь к окну Exchange Configuration, показанному выше на рисунок 1. Затем вы можете проверить правильность вашей конфигурации, нажав на кнопку Test Configuration. Если все в порядке, то появится диалоговое окно, информирующее вас об этом факте. На этом установка будет завершена.
Для доступа к карте результатов после установки используйте URL http://servername/slasa.
Виды (Views) – Параметры и величины
После того, как вы зайдет в scorecard, появится окно Metrics Scorecard by Week, показанное ниже на рисунке 3.
Это достаточно простой обзор доступности различных служб сообщений за прошедшую и текущую недели. Из рисунка 3 вы можете увидеть, что названия метрик соответствуют различным ролям сервера, которые вы предварительно настроили для карты результатов (scorecard). Самые выделяющаяся метрика – это метрика под названием Public Folder Availability для недели, начинающейся с 12 февраля, т.к. она подсвечена красным. Это происходит потому, что значение 98.123% ниже, чем значение для SLA target, равное 99.000%. Также вы можете увидеть, что метрика Exchange Mailbox Server Availability для недели, начинающейся с 19 февраля - 100%, хотя для предыдущей недели оно была 99.081%. Как результат, колонка Trend показывает положительную тенденцию с помощью зеленой стрелки, направленной вверх. Откуда в действительности берутся эти данные? В основном расчеты происходят при изучении системных журналов и журналов транзакций (System and Application Event) для различных событий, таких, как подключение и отключение хранилищ почтовых ящиков (mailbox store), что-то похожее показано ниже на рисунке 4. Дополнительные данные получены из событий с ID 9523, 6005, 6006 и 1001. Дата и время каждого события записывается и используется для расчета времени, в течение которого соответствующая роль была недоступна.
Дополнительно, данные со страницы Outage Maintenance карты результатов (scorecard) используются для определения общей доступности, и я расскажу об этой странице позже. Также есть возможность просмотреть графики за месяц для ваших служб сообщений, выбрав отчет Metrics Scorecard by Month, пример которого показан ниже на рисунке 5. Здесь вы можете увидеть метрики работоспособности систем сообщений за месяца февраль и март 2006.
Существует также вид Measures, как за неделю, так и за месяц, который показывает величины некоторых общих компонентов сообщений, которые могут влиять на SLA. Эти отчеты позволяют вам получить график на основе табличной информации. Например, на рисунке 6 ниже показан графический раздел отчета Measures Scorecard by Week, с помощью которого вы можете увидеть основную статистику – такую как число доставленных сообщений Exchange, а также число полученных сообщений Internet. Если вы используете IMF, вы также сможете получить такую статистику, как число сообщений, которые были отфильтрованы IMF. Блокирование получателя, отправителя и соединений не было настроено конкретно на этой системе, поэтому будут нулевые значения. На рисунке 7 показаны соответствующие данные в табличном формате. Также этот отчет позволяет вам получить такую статистику, как процент сообщений, отфильтрованных IMF, общее число почтовых ящиков внутри вашей структуры, а также антивирусную статистику Antigen и количество удаленных вложений.
Отчеты о тенденциях – Параметры и величины
Отчеты о тенденциях также доступны в разрезе недели, месяца или года. Примером может служить раздел отчета Metrics Trend Report, показанного ниже на рисунке 8, который отображает месячную статистику, но только для трех из шести возможных параметров. Это позволяет менеджерам IT Managers просмотреть общую тенденцию работоспособности внутри организации. В таблице ниже показаны только три месяца, но вы легко можете представить себе такую таблицу, в которой будет показана статистика за прошедшие несколько лет. Также не забывайте, что есть возможность экспортировать эти отчеты в различные форматы, например, Web архив, PDF, Excel, TIFF, CSV и XML.
Контроль выхода из строя (Outage Maintenance)
Область контроля выхода из строя (Outage Maintenance) – первая из трех административных областей, которые вы можете использовать для настройки вашей системы. Область контроля выхода из строя – это очень полезна тем, что она позволяет вам санкционировать запланированные выходы из строя так, что ваш SLA будет учитывать эти выходы из строя. Посмотрите пример, показанный ниже на рисунке 9.
Здесь вы можете увидеть список задействованных серверов, дату и время, когда возникла и была устранена неисправность, общая продолжительность неисправности и количество задействованных баз данных. Дополнительно, вы можете увидеть поля Planning, Approval и Category. Здесь вы можете указать, был ли выход из строя запланирован или нет и был ли он санкционирован или нет. Необходимо обратить внимание на ту вещь, что любой несанкционированный выход из строя (outage not approved) негативно скажется на всех метриках SLA. Наконец, существует возможность редактировать категорию выхода из строя. Доступные категория - Not Set (не задано), Application (программная), Hardware (аппаратная), OS, Site Move, Network, Site Power, Unexplained, Ancillary и Maintenance.
Замечательная возможность для всех трех административных областей – это возможность экспорта информации в формат Excel.
Поддержка сервера (Server Maintenance)
Вы уже видели окно Server Maintenance выше на рисунке 2, когда настраивали карту результатов (scorecard) в первый раз после установки. Одна из вещей, которую вам необходимо будет сделать – это настроить ваши сервера Exchange для нескольких ролей таких, как почтовый сервер (Mailbox) и сервер Public Folder. Например, представьте, что вы настроили SERVER1 в качестве почтового сервера (Mailbox server). Для того чтобы настроить SERVER1 также и в качестве сервера Public Folder, то вы должны нажать на кнопку Add New Server Type и выбрать SERVER1 из выпадающего списка. Затем вы можете присвоить параметру Server Type значение Public Folder, установить необходимое число баз данных и дополнительно настроить поле In Service Date. После того, как вы настроите эти параметры, нажмите на кнопку Update для завершения процесса.
Вы также можете удалить существующий сервер, поставив галочку в поле напротив названия сервер и нажав на кнопку Delete Server Type. После этого поле Out of Service Date обновится и покажет сегодняшнюю дату, а сервер больше не будет участвовать в формировании метрик SLA.
Как вы можете увидеть, это очень просто использовать карту результатов в вашей изменяющейся структуре Exchange.
Конфигурация SLA
Нажав на ссылку SLA Configuration, которая находится в секции Администрирование (Administration), вы попадете в область SLA Configuration, которая показана ниже на рисунке 10. Здесь вы можете определить процент SLA для серверов различных типов со значением по умолчанию для серверов всех типов 99.000%. Если какая-либо метрика SLA принимает значение ниже значения, указанного в поле SLA target, то это метрика подсвечивается красным цветом, как мы уже видели на рисунке 3 выше.
Резюме
MOM 2005 SLA Scorecard для Exchange позволяет различным людям получить необходимую им информацию о системе Exchange. Например, администраторы могут четко увидеть, какие сервера работают правильно, а какие на работают, менеджеры IT managers могут использовать информацию для формирования отчетов и оценки улучшений в системе сообщений. Если вы еще не пользуетесь этой системой, то самое время начать делать это.