В этой статье я расскажу вам об использовании утилит ISINTEG и ESEUTIL. С помощью ESEUTIL можно дефрагментировать отключенные базы Exchange, проверить их целостность и восстановить в случае неполадок. ISINTEG используется для тестирования хранимой информации и исправления некоторых ошибок.
Приступим
Перед использованием утилит ESEUTIL и ISINTEG убедитесь, что вы:
- Сделали резервную копию ваших баз (даже если думаете, что данные повреждены и потеряны).
- Понимаете реальные действия, производимые ISINTEG и ESEUTIL.
- Провели все другие тесты до того, как использовать ESEUTIL и ISINTEG.
- Отключили использование баз (для проведения оффлайн дефрагментации, тестов и тп).
ESEUTIL
ESEUTIL — утилита для дефрагментации баз данных Exchange, проверки их целостности и восстановления повреждённых данных.
ESEUTIL расположена в \EXCHSRVR\BIN. Директория не находится в системном %PATH%, так что запускать утилиту вы должны прямо из BIN директории, или используя полный путь.
Ключи ESEUTIL /D
Дефрагментация
Exchange 2003 самостоятельно дефрагментирует свои базы каждую ночь. Но это онлайн дефрагментация, а она не уменьшает размер хранилища. Для его уменьшения используйте оффлайн дефрагментацию.
Когда нужно использовать оффлайн дефрагментацию?
В нормальных условиях, она вам не нужна, но когда добавляется или удаляется большое количество пользователей, такая дефрагментация необходима.
Вы можете определить занимаемое базами Exchange место, выполнив ESEUTIL /MS. Убедитесь, что имеется на диске свободно не менее 110% от размера баз.
Параметры ESEUTIL для дефрагментации
В зависимости от размера баз и производительности системы процесс дефрагментации может занимать довольно много времени.
Проверка целостности баз данных Exchange
Проверка целостности выполняется с помощью ESEUTIL /G.
Прочитайте внимательно замечание 1, показанное на следующем скриншоте:
Для запуска проверки для PRIV1.EDB базы, введите следующую команду:
ESEUTIL /G "C:\Program files\exchsrvr\mdbdata\priv1.edb"
Восстановление
При наличии свежей резервной копии, нахождении БД и логов на разных дисках, восстановить работоспособность — не проблема.
Просто восстановите данные из копии и откатите транзакции. Отлично, теперь базы Exchange в работе.
Но что делать, если резервная копия не читается или её и вовсе нет? Тут в игру вступают различные утилиты.
Перед тем, как начать:
- Убедитесь, что базы действительно не в порядке и не подключаются
- Проверьте Application log на предмет событий Exchange — это возможно поможет определить причину сбоя
- Сделайте резервную копию
- Перезапустите сервер, чтобы прошло «мягкое» восстановление
Ключи ESEUTIL /P
ESEUTIL /p восстанавливает сбойную или повреждённую БД. Убедитесь, что свободного места имеется хотя бы 20% от размера базы.
Пример:
ESEUTIL /P "c:\program files\exchsrvr\mdbdata\priv1.edb" /Se:\exchsrvr\mdbdata\priv1.stm /Te:\tempdb.edb
Эта команда попытается восстановить PRIV1.EDB. Если у вас отсутствует .STM файл, можете его создать с помощью ESEUTIL /CREATESTM. Подробнее об этом читайте здесь.
После выполнения ESEUTIL, откройте подробный лог .integ.raw для получения дополнительной информации о результате работы утилиты.
Последний шаг — запустите ISINTEG -fix -test alltests (об этой утилите речь пойдет далее).
ISINTEG
ISINTEG используется для прогона некоторых тестов и исправления найденных ошибок.
ISINTEG — утилита, восстанавливающая базы Exchange и только Exchange.
Что это значит? ESE — это общий движок баз данных, используемый разными приложениями (Exchange, Active Directory).
ESEUTIL рассматривает данные Exchange, как любые другие ESE базы, видит их таблицы и индексы. Соответственно, ESEUTIL исправляет проблемы только на уровне ESE (восстанавливает таблицы).
Теперь о ISINTEG. ISINTEG знаком с отношениями между таблицами и записями, которые превращают БД в папки и сообщения сервера Exchange.
После запуска ISINTEG -FIX, вы увидите множество предупреждений, но можете смело их игнорировать. Обратить внимание следует только на окончание вывода утилиты — там не должно быть сообщений об ошибках. Если он есть — запустите ISINTEG ещё раз.
Пример использования ISINTEG
Заключение
ESEUTIL и ISINTEG — две мощные утилиты для слежения за работоспособностью баз данных Exchange и их восстановления.
Применяйте их осторожно, всегда делайте резервные копии перед использованием ESEUTIL для восстановления.
В этой статье описаны только некоторые особенности ESEUTIL и ISINTEG. Для более полного изучения утилит, читайте следующие статьи из базы знаний MS.
http://www.msexchange.org/tutorials/Command-Line-Administration-Exchange-Full-Text--Index-MSSEARCH_ADMIN.html